Блог

21 июня 2020

Почему «не работает» методология?

Наблюдаю запуск очередной программы трансформации – как всегда, масштаб, поддержка на самом высоком уровне, десятки тысяч сотрудников, мощные команды, лучшие практики и… ну не идёт!

Казалось бы, все придумано до нас, существует множество методологий трансформации, управления проектами и изменениями от самых уважаемых брендов на свете, все расписано по шагам – наливай да пей! И тем не менее, «у нас эта методология не работает», «проектное управление у нас как-то не зашло», «Agile нам не подходит», «дизайн-мышление не взлетело», «бирюза нашим бухгалтерам не откликнулась». Так почему же «методология не работает»?

Обсуждать методологию как таковую – что может быть скучнее, поэтому подсмотрим, как выглядела бы трансформация на бытовом примере - внедрение методологии синхронного плавания в среднестатистическом бассейне «Трудовые резервы» нашего города.

Итак, как и откуда вообще берется любая методология трансформации? В случае с синхронным плаванием берется команда (трижды олимпийский чемпион) и подробно фиксируется, как и что они делают. Оформляется красиво и содержит методологию в формате процесса, условно, на входе – купальник, на выходе - золотая медаль: «ярко накрасьтесь, наденьте купальник, очки, прищепку, улыбку, прыгните в бассейн и выполните под музыку элементы «балетная нога», «экбита», «винт» и др., задерживая дыхание под водой до 3 мин, выслушайте оценки жюри, поднимитесь на пьедестал и получите золотую медаль». Это некоторое упрощение, конечно, но смысл такой.

Администратор нашего бассейна «Трудовые резервы» посмотрел выступления олимпийских чемпионов в соседнем бассейне «Олимпиец», впечатлился и решил внедрить методологию синхронного плавания в своем бассейне, а то, как ни зайдешь, все плавают кто в лес, кто по дрова, туда-сюда, непорядок! Продал идею директору бассейна (тот был в целом не против, и даже где-то в глубине души за), купил книжку с описанием процесса и начал внедрять методологию синхронного плавания.

Нет, он не сделал свой тренинг по книжке (хотя мог бы, просто времени было мало), а пригласил бывшего олимпийского чемпиона провести модульную тренинговую программу в бассейне, по итогам которой участники должны быть сделать показательное выступление перед директором бассейна и другими важными лицами.

Был обычный день и люди, ничего не подозревая, плавали в бассейне каждый по-своему и со своими целями. Вдруг администратор объявил, что все, кто плывет по третьей дорожке, являются участниками программы развития синхронного плавания, раздал прищепки (купальники уже у всех были) и представил олимпийского чемпиона. Спортсмен обратился к публике со словами, «Я шел к своей медали 15 лет ежедневных тренировок, и я буду рад передать вам все, чему научился. Да, у нас будет всего 6 занятий до показательного выступления, но я буду вам помогать, а между занятиями вы можете практиковаться сколько угодно!» Те, кто не успел рвануть за буйки на другие дорожки, приступили к тренировкам.

За 6 занятий участники в целом освоили основные принципы и модели синхронного плавания, выполняли практические задания в группах, но очень волновались перед показательным выступлением, поскольку плавать синхронно по-прежнему не получалось (возможно, олимпийский чемпион недостаточно качественно отработал). А зря! Директор бассейна на показательные выступления не пришел, делегировал своему заместителю, тот – своему секретарю, а секретарь позвал родственников участников и учеников ближайшей школы. После показательного выступления все получили грамоты, разошлись по своим дорожкам и продолжили плавать по-своему, а проект внедрения синхронного плавания признали успешным.

Тем временем, в соседнем бассейне «Олимпиец» - олимпийского резерва - использовали точно такую же методологию синхронного плавания, но имели много достижений и побед, в том числе и на международном уровне. В чем же разница? Никакой магии: высокие требования на входе, жесткий отбор в процессе, тяжелый ежедневный труд, талантливый тренер, мотивированный тренерский штаб, выделены достаточные ресурсы – ну и, конечно, тренировочный процесс в целом выстроен по лучшей методологии.

Если рассмотреть эту проблему через призму модели ADKAR®, то для «Трудовых резервов» барьером является второе A – Ability – Способность, которая и развивается через интенсивную практику, выделение ресурсов и приоритизацию, а не через модульное обучение, которое в основном решает проблему с K – Knowledge – Знание.

Другие статьи

Подпишитесь на рассылку материалов по управлению изменениями, чтобы не пропустить интересный материал :