Казалось бы, все придумано до нас, существует множество методологий трансформации, управления проектами и изменениями от самых уважаемых брендов на свете, все расписано по шагам – наливай да пей! И тем не менее, «у нас эта методология не работает», «проектное управление у нас как-то не зашло», «Agile нам не подходит», «дизайн-мышление не взлетело», «бирюза нашим бухгалтерам не откликнулась». Так почему же «методология не работает»?
Обсуждать методологию как таковую – что может быть скучнее, поэтому подсмотрим, как выглядела бы трансформация на бытовом примере - внедрение методологии синхронного плавания в среднестатистическом бассейне «Трудовые резервы» нашего города.
Итак,
как и откуда вообще берется любая
методология трансформации? В случае с
синхронным плаванием берется команда
(трижды олимпийский чемпион) и подробно
фиксируется, как и что они делают.
Оформляется красиво и содержит методологию
в формате процесса, условно, на входе –
купальник, на выходе - золотая медаль:
«ярко накрасьтесь, наденьте купальник,
очки, прищепку, улыбку, прыгните в бассейн
и выполните под музыку элементы «балетная
нога», «экбита», «винт» и др., задерживая
дыхание под водой до 3 мин, выслушайте
оценки жюри, поднимитесь на пьедестал
и получите золотую медаль». Это некоторое
упрощение, конечно, но смысл такой.
Администратор нашего бассейна «Трудовые резервы» посмотрел выступления олимпийских чемпионов в соседнем бассейне «Олимпиец», впечатлился и решил внедрить методологию синхронного плавания в своем бассейне, а то, как ни зайдешь, все плавают кто в лес, кто по дрова, туда-сюда, непорядок! Продал идею директору бассейна (тот был в целом не против, и даже где-то в глубине души за), купил книжку с описанием процесса и начал внедрять методологию синхронного плавания.
Нет, он не сделал свой тренинг по книжке (хотя мог бы, просто времени было мало), а пригласил бывшего олимпийского чемпиона провести модульную тренинговую программу в бассейне, по итогам которой участники должны быть сделать показательное выступление перед директором бассейна и другими важными лицами.
Был обычный день и люди, ничего не подозревая, плавали в бассейне каждый по-своему и со своими целями. Вдруг администратор объявил, что все, кто плывет по третьей дорожке, являются участниками программы развития синхронного плавания, раздал прищепки (купальники уже у всех были) и представил олимпийского чемпиона. Спортсмен обратился к публике со словами, «Я шел к своей медали 15 лет ежедневных тренировок, и я буду рад передать вам все, чему научился. Да, у нас будет всего 6 занятий до показательного выступления, но я буду вам помогать, а между занятиями вы можете практиковаться сколько угодно!» Те, кто не успел рвануть за буйки на другие дорожки, приступили к тренировкам.
За
6 занятий участники в целом освоили
основные принципы и модели синхронного
плавания, выполняли практические задания
в группах, но очень волновались перед
показательным выступлением, поскольку
плавать синхронно по-прежнему не
получалось (возможно, олимпийский
чемпион недостаточно качественно
отработал). А зря! Директор бассейна на
показательные выступления не пришел,
делегировал своему заместителю, тот –
своему секретарю, а секретарь позвал
родственников участников и учеников
ближайшей школы. После показательного
выступления все получили грамоты,
разошлись по своим дорожкам и продолжили
плавать по-своему, а проект внедрения
синхронного плавания признали успешным.
Тем
временем, в соседнем бассейне «Олимпиец»
- олимпийского резерва - использовали
точно такую же методологию синхронного
плавания, но имели много достижений и
побед, в том числе и на международном
уровне. В чем же разница? Никакой магии:
высокие требования на входе, жесткий
отбор в процессе, тяжелый ежедневный
труд, талантливый тренер, мотивированный
тренерский штаб, выделены достаточные
ресурсы – ну и, конечно, тренировочный
процесс в целом выстроен по лучшей
методологии.
Если
рассмотреть эту проблему через призму
модели ADKAR®,
то для «Трудовых резервов» барьером
является второе A
– Ability
– Способность, которая и развивается
через интенсивную практику, выделение
ресурсов и приоритизацию, а не через
модульное обучение, которое в основном
решает проблему с K
– Knowledge
– Знание.