5 ролей руководителя среднего звена
Andrew Horlick
За время своей работы в сфере управления изменениями я проводил тренинги, выступал в роли коуча и общался с множеством руководителей среднего и младшего звена на тему того, как стать эффективным лидером изменений.

И с каждым разом я все больше убеждаюсь в том, насколько их действия важны для успешного внедрения изменений в организации. Но сами руководители далеко не всегда понимают, как важна их роль в этом процессе. Что же нужно сделать, чтобы стать эффективным лидером изменений в своей команде?
5 ролей менеджера среднего звена
У всех руководителей есть повседневные обязанности, но когда дело доходит до изменений, спектр их обязанностей расширяется. В исследовании «Лучшие практики в управлении изменениями Prosci» говорится, что для успешного принятия изменений и их использования членами команды руководители должны выполнять пять основных ролей:
- Коммуникатор
- Канал обратной связи
- Активный сторонник изменений
- Менеджер по минимизации сопротивления
- Коуч
Руководитель,
действуя в этих пяти ипостасях, помогает
членам своей команды сформировать
Понимание
необходимости изменений, Желание
участвовать в изменениях, Знания,
необходимые для успешного изменения,
и Способность
меняться, а также обеспечивает Закрепление
изменений (модель ADKAR). Помните, что
именно ADKAR
помогает сотрудникам усваивать изменения
и применять их на практике.
ВЗАИМОСВЯЗЬ 5 ролей И ADKAR
Давайте разберем, что предполагает выполнение каждой из пяти ролей, как эти роли влияют на элементы модели ADKAR и какие риски связаны с отказом от их выполнения. Это поможет нам понять, как взаимосвязаны 5 ролей и ADKAR.
Коммуникатор
Роль коммуникатора, пожалуй, самая важная из пяти; ее название говорит само за себя: она необходима для выполнения остальных четырех ролей. Согласно исследованию Prosci, недостаточное понимание необходимости изменений – основная причина, по которой сотрудники сопротивляются изменениям. Ваша роль как коммуникатора заключается в том, чтобы сформировать такое понимание, отвечая на наиболее важные вопросы членов команды об индивидуальном воздействии изменений. Такие вопросы обычно звучат как «зачем», «почему сейчас», «что если» и «как это повлияет на меня или на нас». Если не выстроить эффективную коммуникацию, существует риск, что члены команды не поймут причин изменений, а это приведет к усилению сопротивления.
Канал обратной связи
Как руководитель, вы являетесь важным источником обратной связи для проектной команды и спонсоров изменений по прогрессу в реализации изменений. Вы также сообщаете, приносят ли изменения ожидаемую выгоду. Если проектная команда не спрашивает у вас ни о чем, откровенно поговорите с ее участниками. Без обратной связи на этапе разработки и реализации изменений есть риск, что проектная команда будет работать вслепую. Члены команды не будут знать, обеспечивает ли данное изменение необходимую функциональность и насколько эффективно оно внедряется. Исполняя роль канала обратной связи, вы оказываете положительное влияние на закрепление изменений и закладываете фундамент того, что члены вашей команды в дальнейшем продолжат действовать по-новому.
Активный сторонник изменений
Руководители среднего звена имеют большое влияние. Если вы своими словами и действиями активно поддерживаете изменения, вы влияете на желание команды меняться. Они будут следовать за вами, принимая участие в изменениях и поддерживая их. Если вы сами не верите в изменения и не демонстрируете их поддержку, вы фактически (хоть и ненамеренно) говорите членам своей команды, что текущие изменения неважны, в результате чего возникают индивидуальные барьеры на уровне желания меняться.
Менеджер по минимизации сопротивления
Сопротивление – это естественная реакция человека на изменение. Сопротивление не должно быть для вас неожиданным. Чтобы быть эффективным лидером изменений, вам нужно уметь минимизировать сопротивление, что предполагает умение определять его корневые причины и применять тактики их устранения. Если вы преодолеваете сопротивление и празднуете успех в реализации и использовании изменений на практике, вы положительно влияете на элементы «желание» и «закрепление» модели ADKAR.
Коуч
Действуя как коуч, руководитель должен поддерживать членов своей команды в получении необходимых им знаний и развитии у них способности принять и использовать изменения в повседневной работе. Если вы эффективный коуч, ваши действия положительно повлияют на формирование элементов «знание» и «способность» у членов вашей команды.
РУКОВОДИТЕЛИ И ИЗМЕНЕНИЯ
Будучи специалистом по управлению изменениями, я часто составляю специальный план внедрения изменений, но большую часть работы по реализации этого плана выполняют руководители групп, вовлеченных в изменения. Если вы как руководитель среднего звена понимаете пять основных ролей и выполняете их, вы оказываете существенное влияние на сотрудников, помогаете и преодолеть барьеры в принятии изменений и добиваетесь успеха в их реализации. Если принять во внимание скорость и масштабы текущих изменений, ваше участие в их реализации становится все более важным.
Другие статьи
-
Давайте будем честны: изменения редко происходят по линейной схеме. Изменение установок и привычных способов работы не происходит за одну ночь — новые процессы часто бывают несовершенными вначале и требуют корректировки со временем. Именно здесь итеративный подход может дать явное преимущество.
-
Согласно исследованию Prosci, только 13% — или примерно 1 из 8 — организаций с плохим управлением изменениями достигли или превысили цели своих проектов. Эта статистика подчеркивает, почему управление изменениями необходимо для успешного внедрения новой системы, процесса или технологии.
-
Современный бизнес развивается стремительно, и организациям необходимо постоянно адаптироваться, чтобы отвечать на новые вызовы и обеспечивать рост. Однако внедрение изменений — сложный процесс, поскольку часто требует пересмотра операционных методов, которые сотрудники используют годами.