Что такое управление изменениями?

На уровне отдельного проекта или инициативы «управление изменениями заключается в применении процессов и инструментов для управления человеческой стороной изменений при переходе от текущего к целевому состоянию для достижения желаемого результата изменений (и ожидаемой рентабельности инвестиций)».

Джеффри Хаятт / Тимоти Кризи
Управление изменениями: Человеческая сторона изменений

Больше конкретики

Управление изменениями — это циклический процесс для реализации которого необходим комплексный набор инструментов, а также особые компетенции, которые обеспечивают возможность изменений и повышения организационной эффективности.

Чтобы лучше понять, что такое управление изменениями и как осуществляется управление человеческой стороной изменений, нам необходимо рассмотреть пять принципов управления изменениями Prosci®, изложенных Джеффри М. Хаяттом и Тимоти Дж. Кризи в книге «Управление изменениями: человеческая сторона изменений».

Пять принципов управления изменениями

  1. У изменений должна быть причина

    Мы меняемся, чтобы достичь целевого состояния, то есть конкретного результата, необходимого нам. Причины изменения могут быть разными — от снижения затрат до повышения удовлетворенности клиентов.

    Необходимость изменений всегда обусловлена либо возможностью для развития, либо проблемой, которую необходимо решить.

  2. Изменение организации требует изменений на уровне отдельных сотрудников

    Для реализации изменений на уровне организации недостаточно внедрить новые процессы и инструменты. В организации должны быть люди, готовые принять новые ценности и начать работать по-новому.

  3. Результат изменения в масштабе организации — это совокупный результат изменений на индивидуальном уровне

    Изменения начинаются на индивидуальном уровне, поэтому требуют учета человеческих показателей изменений. Это значит, что чем больше сотрудников принимают изменения, тем ближе организация к достижению желаемых результатов.

  4. Управление изменениями – это методология для управления человеческой стороной изменений

    Сопротивление — обычная реакция на изменения в организациях, особенно при большом количестве изменений. Грамотное управление человеческой стороной изменений обеспечивает более быстрое освоение изменений и эффективность их использования сотрудниками.

  5. Мы применяем управление изменениями, чтобы получить запланированные результаты и выгоды изменений

    Основная цель управления изменениями –поддерживать продвижение к целевому состоянию и ожидаемым результатам.

    Источник: «Управление изменениями: человеческая сторона изменений», Джеффри М. Хаятт, Тимоти Дж. Кризи

Изменение происходит
на 3 уровнях

Индивидуальный уровень:
Поддержка изменений на индивидуальном уровне — залог успеха.

ADKAR — это разработанная Prosci® модель изменений на индивидуальном уровне. Модель ADKAR состоит из пяти элементов, образующих ее название: Awareness (понимание), Desire (желание), Knowledge (знание), Ability (способность) и Reinforcement (закрепление). Изменение только тогда будет успешным, когда все сотрудники пройдут все пять этапов.

Тренинги

Базовый семинар по управлению изменениями Prosci®

Узнать об основных принципах управления изменениями в ходе однодневного практического курса.

Перейти к программе
  • Awareness
    (понимание)
    понимание необходимости изменений
  • Desire
    (желание)
    желание участвовать в изменениях
  • Knowledge
    (знание)
    знание, как действовать по-новому
  • Ability
    (способность)
    способность применить новые навыки и умения
  • Reinforcement
    (закрепление)
    закрепление для повышения устойчивости изменений

Проектный уровень:
Управление изменениями повышает вероятность достижения целей проекта и рентабельность инвестиций (ROI) за счет освоения и использования изменений сотрудниками.

Разработанный Prosci® 3-фазный процесс помогает руководителям реализовать все мероприятия по управлению изменениями в ходе конкретного проекта.

Competency Building

Prosci® Delivering Project Results: Workshop for Project Managers

A workshop designed to integrate Change Management and project management, to improve results and consistently reach your project objectives faster.

Go to Program

Фаза IПодготовка к изменениям

  • Определите стратегию управления изменениями
  • Подготовьте команду по управлению изменениями
  • Разработайте спонсорскую модель

Фаза IIУправление изменениями

  • Разработайте планы по управлению изменениями
  • Выполните планы по управлению изменениями

Фаза IIIЗакрепление изменений

  • Соберите и проанализируйте обратную связь
  • Проведите диагностику отклонений и работу по минимизации сопротивления
  • Примите корректирующие меры и отпразднуйте успехи

Организационный уровень:
Управление изменениями помогает сотрудникам принимать изменения и использовать их в своей повседневной работе.

Управление изменениями может быть внедрено в масштабе всей организации. В результате каждый знает и выполняет свою роль в процессе изменений на протяжении всего проекта или мероприятия. Этот процесс — марафон, а не спринт. И когда он охватывает несколько проектов и подразделений, организация становится более зрелой в аспекте управления изменениями.

  • Аудит зрелости управления изменениями

    1. Лидерство
    2. Применение
    3. Компетенции
    4. Стандартизация
    5. Социализация
  • Модель перенасыщенности изменениями

    1. Выявить
    2. Изучить
    3. Проанализировать
    4. Действовать
    5. Контролировать и управлять
  • Интеграция с другими дисциплинами

    1. Признать необходимость
    2. Коммуницировать
    3. Внедрить
    4. Координировать

Теперь, когда мы знаем, что такое управление изменениями, сформулируем следующий вопрос:

Зачем нужно
Управление
Изменениями?

Ответ на вопрос «что это?» отвечает и на вопрос «для чего это?». И действительно, «зачем» часто определяет «что». Зная, зачем нужно управление изменениями, мы можем определить, что нужно делать, и тем самым очертим границы этого понятия. Давайте так и поступим и посмотрим, что получится.

«Вас когда-нибудь просили измениться без объяснений, зачем это нужно? Как вы себя при этом чувствовали?»

Prosci®, «Введение в управление изменениями»

Изменения происходят непрерывно

В организациях, на абстрактном уровне

Изменения в организации зачастую продиктованы внешними или внутренними обстоятельствами. Изменения происходят либо под давлением извне, либо в результате нашего осознанного решения. Мы ощущаем на себе, что они происходят непрерывно.

Что дает организации управление изменениями?

  1. Повышает вероятность успешной реализации проекта;
  2. Повышает рентабельность инвестиций, зависящую от сотрудников;
  3. Минимизирует сопротивление изменениям со стороны сотрудников;
  4. Развивает компетенции по управлению изменениями в организации

Изменения во многих случаях становятся необходимостью, продиктованной внешними или внутренними обстоятельствами. Изменения, о которых мы сейчас говорим, направлены на достижение определенной цели. Принципиальная необходимость достичь некого результата создает мотивацию и ценность, требующую нашего внимания.

Существуют различные факторы, диктующие необходимость изменений. К ним относится поменявшаяся обстановка вокруг нас, личная потребность, потребность организации и т.д. Такие изменения могут быть вызваны переменами в экономике, отраслевых регламентах или принципах ведения хозяйственной деятельности в результате принятия новых законов.

Необходимость изменений может быть продиктована взаимоотношениями с другими людьми. На уровне организации это могут быть акционеры, желающие повысить рентабельность инвестиций, а также руководство, коллеги или подчиненные, требующие изменить рабочие процессы. Это могут быть даже внешние стейкхолдеры, имеющие определенный интерес в тех или иных изменениях.

На индивидуальном уровне

Возможно, самые важные причины, по которым нам требуется управление изменениями, связаны непосредственно с нами. Всем известно, что руководители должны являть собой пример тех изменений, которые они хотят видеть в других. Кроме того, руководители играют свою роль и в общем процессе управления изменениями.

«Говоря с человеком на языке, который он понимает, ты обращаешься к его разуму. Говоря с человеком на его родном языке, ты обращаешься к его сердцу».

Нельсон Мандела

В последние годы стало особенно ясно, что управление изменениями требует выполнение различных ролей на каждом уровне организационной иерархии, от начальства до рядовых сотрудников. Если вы руководитель, то управление изменениями для вас означает наличие необходимых компетенций и моделей поведения, которые помогают задавать и контролировать направление работы.

Разумеется, есть те, кто стал специалистом по управлению изменениями, то есть экспертом в области управления изменениями. Эти люди помогают другим в реализации изменений и вкладывают все свои умения и силы в планирование, разработку и поддержку мероприятий по управлению изменениями.

В чем заключается суть управления изменениями?

Суть управления изменениями состоит в разработке стратегий, которые помогут людям:

  • Действовать по-другому

  • Думать по-другому

  • Чувствовать себя по-другому

После того как такие стратегии разработаны, они помогают при разработке о подробных план действий, создаваемых для различных ролей в рамках организации. Такие наборы стратегий и планов действий представляют собой инструкцию по выполнению мероприятий, способствующих принятию и использованию изменений.

Тем же путем, которым формируются наши привычки, специалисты по управлению изменениями обеспечивают закрепление реализованных в организации изменений, то есть их устойчивость.

Главное в работе специалиста по управлению изменениями

Методики, модели, инструменты и процессы

Специалисты по управлению изменениями используют различные методики, модели, инструменты и процессы для управления изменениями. Результат их работы интегрируется в другие сферы деятельности организации, обеспечивая ее бесперебойную работу.

Competency Building

Prosci® Change Management Certification Program

A comprehensive, workshop-style Program to learn how to deploy a successful change initiative, working on your actual project.

Go to Program

Сопротивление управлению изменениями как профессии по-прежнему сохраняется

Специалисты по управлению изменениями должны быть готовы к предвзятому отношению со стороны организаций, в которых управление изменениями не воспринимается как ценность.

Согласно специалистам, проходившим курсы Prosci® в последние шесть лет, чаще всего они сталкиваются с трудностями следующего характера:

  • Признается определенная важность управления изменениями, но для его внедрения на практике ничего не предпринимается
  • Специалисты по управлению изменениями не обладают необходимыми компетенциями
  • Нет ясности по поводу необходимых мероприятий, таких как коммуникации и обучение, и применяемой методологии
  • Сами изменения и управление ими рассматриваются как факторы, тормозящие работу по проекту
  • Между менеджерами проектов и изменений существуют разногласия
  • Ограничены внутренние ресурсы организации

Основные выводы

  1. Знание того, зачем нужно управление изменениями, помогает определить, что нужно делать, и тем самым очертить границы этого понятия.
  2. Изменения происходят непрерывно как на организационном, так и на индивидуальном уровне.
  3. По-прежнему существуют предубеждения, с которыми нужно бороться, и множество изменений, управление которыми потребуется в ближайший год.

Индивидуальные и командные решения